К основному контенту

Их нравы... Ценность человеческой жизни

  (Отрывок из статьи. Журнал "Здоровье". 1970-е)


- Каково состояние больного?
- Два миллиарда долларов.
- Тогда начнем операцию...

   ...Разумеется, врач обязан избавить больного от страданий, от боли. Но именно в решающие, порой самые трудные дни и часы сражения за жизнь проверяется истинная позиция врача. И оказывается, что, утратив гуманные критерии, очень легко, ограничившись обезболиванием, убедить себя и окружающих в том, что сделано уже все возможное, что теперь остается "умыть руки" и ждать конца... Вряд ли могут реабилитировать эвтаназию ссылки ее приверженцев на то, что такими мерами якобы кладется конец страданиям обреченного больного.

   Прежде всего понятие "обреченный" не является абсолютным и во всех случаях бесспорным, особенно в современных условиях форсированного научно-технического прогресса и увеличения возможностей медицины.  К тому же эвтаназия неизбежно подорвет социально-нравственный престиж медицины, что повлечет за собой духовную, этическую деградацию медиков, медицины как науки и общества в целом.

      Своими мировоззренческими корнями эвтаназия во многом связана с философией экзистенциализма,  крайне идеалистического учения, проповедующего нигилистическое  отношение к жизни. Экзистенциалисты рассматривают жизнь как своеобразную подготовку к смерти. Подлинную, ничем не ограниченную свободу и индивидуальность, согласно их воззрениям, человек якобы обретает лишь в смерти, в выборе момента и способа смерти.

   Эти антигуманистические постулаты наиболее реакционного крыла философии экзистенциализма воплотились в лозунге о "праве больного на смерть". "Жизнь отдельного человека, - пишет американский профессор Теодор Розбери, - как бы часто ни повторялись лозунги о ее ценности, стала дешевой. Обесценивание человеческой жизни  привело к парадоксальному призыву...  "право больного на смерть". Стремление врача поддерживать жизнь больного, когда ее проявления лишь немногим выше растительных, кажется мне отражением жестокой бесчувственности к человеческой жизни во всей ее полноте".

   Взгляды сторонников эвтаназии родственны воззрениям современного неомальтузианства,  призывающего всевозможными средствами - при помощи войн, голода, эпидемий - резко уменьшить количество населения. Если классическое мальтузианство  причину демографического взрыва, или перенаселения, на земном шаре видело в высокой рождаемости, то неомальтузианцы причиной этого считают "излишне низкую смертность", а вину за перенаселение возлагают на медицину. Как и приверженцы эвтаназии, неомальтузианцы заявляют, что она не столько излечивает, сколько продлевает мученическую жизнь больным людям. Широко распространено утверждение, что медицина-де, не обладая возможностью делать больных здоровыми, лишь продлевает больным и обреченным их якобы тягостную  для окружающих жизнь. Апологеты   эвтаназии предлагают избавить здоровую часть населения от забот и хлопот об обреченных на страдальческую жизнь людях, пользуясь достижениями медицины.

   Возрождение и широкое распространение ныне эвтаназических взглядов в буржуазных странах не случайно. Это закономерное порождение антигуманизма идеологии буржуазии - еще одно проявление кризиса ее духовной культуры, всей капиталистической системы.

   Неомальтузианство активно поддерживает эвтаназические прожекты, ибо они, мол, могут стать одним из активных методов уменьшения "избыточного" населения в развивающихся странах и увеличивающегося количества пожилых людей и стариков в экономически развитых странах.

   Чтобы придать эвтаназическим идеям видимость научности, их авторы прибегают к всевозможным параллелям и аналогиям с закономерностями из мира животных. Хилость и болезненность у диких животных, как известно, довольно редки в силу борьбы за существование. В человеческом обществе эту "оздоровляющую" борьбу за существование должны заменить эвтаназические мероприятия.

   Буржуазное общество за здоровье человека не отвечает. Поэтому, маскируя такое положение, вся пропагандистская машина  буржуазного общества нарочито гипертрофирует желание индивидуума распоряжаться своим здоровьем по собственному усмотрению.  Мол, индивидуум может определять даже тактику лечения и  даже в тех случаях, когда это вступает в противоречие с медицинской целесообразностью и принципами гуманизма. И окажись эвтаназические меры коммерчески выгодными, их тут же готова поддержать та часть частнопрактикующих врачей, которая не дорожит честью своей гуманной профессии.

   Напротив, в условиях социалистического  общества здоровье человека - это не только его личное, но и общественное достояние. Охрана здоровья народа является заботой государственной. Советский врач выступает представителем общегосударственных интересов, носителем и выразителем подлинного гуманизма. Жизнь человека в социалистическом обществе, его благополучие и здоровье - высшая социальная ценность.

   Итак, если буржуазное общество пытается обосновать и внедрить в повседневную практику право человека на смерть, то социалистическое общество в ранг первостепенных конституционных норм возвело право на жизнь, на охрану здоровья и благополучие человека! Это еще и еще раз подчеркивает коренное отличие подлинного гуманизма социалистического общества от лжегуманизма общества буржуазного.

__________

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Уральские именные частушки

Ист.  http://www.stihi.ru/2016/01/01/7059 Где мое зелено платье, Где моя тужурочка? Где мои три ухажера - Коля, Ваня, Шурочка? Люблю Санечку и Ванечку Из разных деревень. Люблю Санечку по праздничкам, А Ваню каждый день. * * * У меня миленка два, Два и полагается: Петя в Армию уйдет, Сереженька останется. У Никифорова Вани Каменистая ладонь. У Васильева Сережи Голосистая гармонь. * * * Я Ивана полюбила, А Степан мне говорит: "У меня ремень пошире, Ярче звездочка горит". То ли, то ли из-за Коли, То ли, Вася, из-за вас, Из-за Коли поругалась, Из-за Васи подралась. То ли , то ли из-за Толи, То ли из-за Ванечки Налетели на меня Четыре грубияночки. Ох, подружка Аннушка, Полюби Иванушка. А я люблю Максимушка, Весёла будет зимушка! Полюбил меня Максим Горячо и жарко: Вместо сердца у него - Прямо кочегарка. Черти с Семушкой связали, Он монах, а я вдова, Приходи ко мне почаще, На краю живу одна. Не ругай меня, маманя, Что сметану пролила: Мимо окон шел Алешка, Я без памяти была. Шла м

Василий Ноздрев, профессор. Стихи

МИР БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ - МИР РЕАЛЬНЫЙ (Отрывок из лирико-философской поэмы "Тайна")                        I Когда спадает покрывалом Таинственности пелена, То зрелость - мудрое начало - Природой нам предрешена. Без суеверий и без сказок Реальный мир - таков, как есть, Вооружив прибором разум, Нам суждено с тобой прочесть. Мир беспредельный, мир без крыши Нас окружил со всех сторон, О, как нам хочется услышать, Как дышит в плазме электрон! Но, прежде чем к высотам рваться И крикнуть: "Полный ход, вперед!" - Необходимо разобраться; Каких вершин достиг народ. Да, много решено загадок От прадеда и до отца, И нам с тобой продолжить надо Тропу, которой нет конца.                     II В наш век ученый создает Машины-роботы с "мышленьем". Необычайной мысли взлет - Такой, что оторопь берет От своего произведенья. Но зря грустят мои коллеги, И композитор и поэт, Нет, робот не создаст элегий, В его программе вальса нет. Нет, этому не б

Оглавление повести "Колька и Наташа" Л.Конторовича

Об авторе и его книге   Часть 1 Глава 1. Одиночество Глава 2. Перевоз Глава 3. Что делать? Глава 4. Случай на барже Глава 5. Андрей Иванович Остров Глава 6. Первое знакомство Глава 7. О чем говорил ездовой Глава 8. В ревкоме Глава 9. Наташа Глава 10. У Марии Ивановны Глава 11. Новое дело Глава 12. Поход за топорами и пилами Глава 13. Кто в красном доме живет Глава 14. Наташа недовольна Глава 15. Разные бывают встречи Глава 16. Бой Глава 17. Дома Глава 18. Накануне именин Глава 19. События на Волге Глава 20. Что было дальше на Волге Глава 21. Колька и Генка Глава 22. Нужна ли музыка? Глава 23. Отчего подох Пират Глава 24. Крылья смерти Глава 25. Деньги на коньки Глава 26. Утренний поход Кольки Глава 27. Беспризорники Глава 28. Куда исчез Колька? Глава 29. Неплохие ребята Глава 30. Нитки волшебника Глава 31. На чердаке Глава 32. На помощь! Глава 33. Колька готовится бежать из госпиталя Глава 34. Домой Глава 35. Детдом Глава 36.

А. Рыжиков. Рассказ "Надежный друг"

Всем известно, как сообразительны собаки, как они преданы своему хозяину. Прошло несколько лет после случайной гибели моего помощника по сбору грибов, Майки, но и сейчас я часто вспоминаю четвероногого друга, не раз выручавшего меня из трудного положения. Как-то летом я пошел в заболоченные леса Шатурского района, прослышав о богатом урожае лесной малины и черной смородины. Майку я не взял с собой: грибы еще не появлялись, а находить ягоды она не умела. С утра было тепло, но с половины дня на чистом небе появились сплошные облака и закрыли солнце. Они не рассеивались весь день, затрудняя ориентировку. Добравшись до леса, я скоро набрел на ягодные места. Ягод было много, особенно черной смородины. Зайдешь в иное торфяное болотце, поросшее ивняком и багульником, и не знаешь, с какого куста собирать: куда ни глянешь, везде сплошными гирляндами висят крупные кисти черной смородины на согнувшихся под их тяжестью ветках Занявшись сбором ягод, я забыл обо всем остальном. Уже начинало