К основному контенту

В. Вакуров. Как склоняются фамилии


   Рабочий день в машинописном бюро был в разгаре. Пулеметное стрекотание машинок достигло предела. Вдруг Катя Серегина воскликнула: "Опять Кулик! Не знаю, как печатать: "Командировка инженера И. С. Кулик или И. С. Кулика". Сам Иван Сергеевич говорит: "Можно сказать: прилет кулика, то есть птицы. А в командировку посылают не кулика, а Ивана Сергеевича по фамилии Кулик".
   В разговор включилась Ира Медведь:
   - А вот фамилию моего мужа, наоборот, не склоняют, он обижается.
   Всем нам, кому, реже, кому чаще, приходится иметь дело с фамилиями. Самые типичные русские фамилии - это фамилии, оканчивающиеся на "-ов", "-ев", "-ин". Широкая распространенность этих фамилий среди русских людей подчеркнута в стихах Ф. Чуева:
Все курносые, да скуластые,
Все на -ин, на -ев да на -ов.
   Такие фамилии легко склоняются: "книга П. И. Михайлова", "встреча с С. М. Рябининым". 

   Есть группа русских фамилий с окончаниями "-их", "-ых", например, Черных, Седых. Эти фамилии по своей форме - прилагательные в родительном падеже множественного числа. Родительный падеж выражал принадлежность к данной семье. Если глава семьи был Седой, то о семье говорили "Седые". На вопрос "Чьи это дети?" следовал ответ: "Седых". Родительный падеж прилагательных со значением принадлежности (но в форме единственного числа) породил и другой вид фамилий - на "-аго", "-ово": сочетание "Михей Дурново" имело такой смысл: "Михей, сын Дурного".
   Фамилии на "-их", "-ых", на "-аго" и "-ово" не склоняются. Например: "Лекции профессора Черных". Но в разговорной речи допускается склонение этих фамилий, например: "Я слушал лекции Черныха".
   Наибольшие трудности вызывает написание и произношение нестандартных фамилий, которые произошли от прозвищ. Нестандартные фамилии самые разнообразные, например: Третьяк (третий сын в семье), Нечай (ребенок, которого не чаяли, то есть не ждали), Булат, Ус, Беда, Зима и другие.
   Хотя и существует поговорка "Хоть горшком назови, только в печь не ставь", но носители прозвищных фамилий стремились с помощью типичных фамильных суффиксов "-ов" и "-ин". Например, в литературе отмечены случаи такой замены: Щука - Щукин, Волк - Волков, а Ворона - Воронов.
   Фамилии в России XVII-XIX веков были социально значимы, отражали производственные отношения эпохи. Были фамилии дворянские, знатные, часто восходящие к боярской старине: Долгорукие, Толстые, Шереметевы. Даже если первоначально они возникли из прозвищ, древность и знатность рода сделали их "почетными". Благозвучием, значительностью отличались фамилии духовенства: Преображенский, Богоявленский, Сретенский. А люди ремесленные обретали клички, связанные с их делом: Ковалев (от "коваль" - кузнец), Ткачев (от слова "ткач").
   Фамилии явно прозвищного происхождения принадлежали, как правило, представителям низших сословий. Изменение социального положения иногда вело к замене фамилии. Вспомним, после Октябрьской революции некоторые рабочие и крестьяне захотели, "родившись заново", обрести и новую фамилию.
   В наши дни фамилии-прозвища кажутся кой-кому обидными совсем по другой причине. Свою классовую принадлежность они утратили давным-давно, но и остались чересчур заземленными, бытовыми, прозаическими.
   Один из способов избавиться от "прозаичности" - это перенос ударения на другой слог, например, Козел,  Кваша. Другой способ отграничить фамилию от названия предмета или животного - сохранить неизменной основу фамилии при склонении. Поэтому в печати нередко встречаются такие формы фамилий: "у Петра Гребеня", "пойти к Михаилу Заяцу", "говорить о Борисе Туроке" (сравните: "гребня", "зайцу", "о турке"). 
   Третий способ лишить фамилию "прозаичности" - не склонять ее. В этом случае возникает противоречие между эстетическими мотивами и грамматической системой, которая требует склонять существительные, в том числе собственные. (Это противоречие и заставило задуматься девушек-машинисток, о чем шла речь в начале статьи).
   Очень часто говорят и пишут: "премировать тов. Корж", "обратиться к И. С. Гусь", "диссертация Л. М. Шайтан". Если это мужские фамилии, их несклоняемость считается нарушением грамматических норм. Фамилии женщин, оканчивающиеся на согласный звук, никогда не склоняются, например: "у Елены Жук", "с Анной Ус".

(Журнал "Работница" 1979)


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. П. Карпинский - выдающийся геолог, исследователь Урала

Выдающийся русский геолог, основатель русской геологической школы, академик А. П. Карпинский, уроженец  Турьинских рудников, с 1869 г., занимаясь изучением природных богатств Урала, производил многочисленные разведки на Восточном склоне Уральских гор, в 1884 г.  составил их геологическую карту. В 1886 г. Карпинский совместно с Ф. Н. Чернышевым создал  "Орографический очерк 139-го листа общей геологической карты России", охватывающей Средний и часть Южного Урала. Карпинский много занимался вопросом о происхождении уральских месторождений платины, составил первую тектоническую карту Урала. В начале 900-х годов среди исследователей Урала первое место по-прежнему занимали геологи. Корифей уральских геологов академик А. П. Карпинский продолжал изучение, обобщение и публикацию материалов своих экспедиций 80-90-х годовКарпинский XIX в.   Летом 1909 г. Академия наук и Русское географическое общество  снарядили экспедицию на Северный Урал для всестороннего естественноист

Уральские именные частушки

Ист.  http://www.stihi.ru/2016/01/01/7059 Где мое зелено платье, Где моя тужурочка? Где мои три ухажера - Коля, Ваня, Шурочка? Люблю Санечку и Ванечку Из разных деревень. Люблю Санечку по праздничкам, А Ваню каждый день. * * * У меня миленка два, Два и полагается: Петя в Армию уйдет, Сереженька останется. У Никифорова Вани Каменистая ладонь. У Васильева Сережи Голосистая гармонь. * * * Я Ивана полюбила, А Степан мне говорит: "У меня ремень пошире, Ярче звездочка горит". То ли, то ли из-за Коли, То ли, Вася, из-за вас, Из-за Коли поругалась, Из-за Васи подралась. То ли , то ли из-за Толи, То ли из-за Ванечки Налетели на меня Четыре грубияночки. Ох, подружка Аннушка, Полюби Иванушка. А я люблю Максимушка, Весёла будет зимушка! Полюбил меня Максим Горячо и жарко: Вместо сердца у него - Прямо кочегарка. Черти с Семушкой связали, Он монах, а я вдова, Приходи ко мне почаще, На краю живу одна. Не ругай меня, маманя, Что сметану пролила: Мимо окон шел Алешка, Я без памяти была. Шла м

Иосиф Дик. Рассказ для детей "Красные яблоки". 1970

...что такое - хорошо, и что такое - плохо?.. (Владимир Маяковский) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей - начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг...  хлоп один!  Хлоп другой!  Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лед, а потом на четвереньках выбирались на более надежное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил ее с ног. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадет

Колька и Наташа

Леонид Конторович Часть 1 Глава 34 Домой     В середине дня в госпиталь поступила новая партия больных. Врачи обошли палаты и выписали одних в батальон выздоравливающих, других, совсем окрепших, в 36-й полк.     Все это вселило в Кольку необыкновенную энергию, и он развил кипучую деятельность. Подолгу шептался с Гришей Дружковым и матросом Климычем, советуясь как лучше приступить к атаке на врача. Нарочно попадался на глаза Ивану Ивановичу и, окончательно осмелев, заходил к нему в кабинет, махал перед лицом врача раненой рукой.     - Вот видите, нисколечко не больно.     - Вижу, что нисколечко, - отвечал Иван Иванович, щуря свои добрые, сонные от усталости глаза, но заканчивал неизменно: - А ну, отправляйся в палату!     По совету Гриши Дружкова, Колька рискнул обратиться к главному врачу госпиталя Анатолию Григорьевичу Гаршину. Анатолий Григорьевич внимательно слушал его.     - Иван Иванович говорил мне о твоей просьбе. Мы можем тебя выписать, но при одном условии, если ты буд

В эпоху модерна моду начинает диктовать технический прогресс

Худ. Алан Мейли На рубеже XIX и XX веков  стремительно врывается в жизнь технический прогресс, на что откликнулась мода, преобразуя и изобретая одежду, удобную для спортивного отдыха и занятий спортом.  Все больше людей увлекаются разными видами спорта, занимаясь ими в основном на открытом воздухе: тенни­сом, греблей, футболом, плаванием, борьбой и боксом, конькобежным, велосипедным и мо­тоциклетным спортом. Популярны и более экс­тремальные способы времяпрепровождения, такие как альпинизм и катание на горных лы­жах. Жизнь становится насыщеннее и активнее.  Регби. Англия. 19 век. Клуб лаун-тенниса. Худ. Фредерик Артур Бриджмен. 1891. Постепенно к ним приобщается и пре­красный пол, хотя спортивная одежда для жен­щин еще очень далека от удобной. Появляются всевозможные спортивные клубы и общества, устраиваются соревнования — от местных до международных, проводятся вело-, авто-и мотопробеги. Жизнь начинает превращаться в массовое состязание — кто быстрее, сильнее, зрелищнее. Костюм для вел

Василий Ноздрев, профессор. Стихи

МИР БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ - МИР РЕАЛЬНЫЙ (Отрывок из лирико-философской поэмы "Тайна")                        I Когда спадает покрывалом Таинственности пелена, То зрелость - мудрое начало - Природой нам предрешена. Без суеверий и без сказок Реальный мир - таков, как есть, Вооружив прибором разум, Нам суждено с тобой прочесть. Мир беспредельный, мир без крыши Нас окружил со всех сторон, О, как нам хочется услышать, Как дышит в плазме электрон! Но, прежде чем к высотам рваться И крикнуть: "Полный ход, вперед!" - Необходимо разобраться; Каких вершин достиг народ. Да, много решено загадок От прадеда и до отца, И нам с тобой продолжить надо Тропу, которой нет конца.                     II В наш век ученый создает Машины-роботы с "мышленьем". Необычайной мысли взлет - Такой, что оторопь берет От своего произведенья. Но зря грустят мои коллеги, И композитор и поэт, Нет, робот не создаст элегий, В его программе вальса нет. Нет, этому не б